• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная Новости ФАР О Школе «Обучай учителей – 2017»

О Школе «Обучай учителей – 2017»

В большинстве случаев принято считать, что все дело в информации – будь у студента нужные знания, он мог бы немедленно добиться результата. Однако все не так просто… Помните ваш самый успешный опыт обучения в школе или университете? Каким он был? Наверное, действительно, эффективный процесс обучения зависит не от материала, а от того, каким именно образом этот материал подается. Многие из нас, преподавателей, научились делать хорошие презентации, иногда, правда, пытаясь за 30 минут показать 100 слайдов, перегруженных информацией. Ведь так? Через это, наверное, проходил каждый из преподавателей… Когда Федерация анестезиологов и реаниматологов объявила конкурс на участие в курсе «Обучай учителей», проводимом совместно с ESA, мы, конечно, подали документы. Про искусство составления презентаций и секретах выступлений перед аудиторией написано немало книг и есть много статей в интернете, однако они в основном сосредоточены на продажах и мало касаются преподаваемых нами дисциплин. Поэтому неделя обучения с преподавателями Европейского общества анестезиологии в составе интернациональной команды (всего 21 человек из России, Германии, Испании, Израиля, Турции, Боснии, Мальты, Латвии, Греции) открывала большие перспективы для дальнейшего преподавательского роста. Всем известно, что тяжело иметь дело с людьми, которые обладают достаточными знаниями в своей профессии и обучении других людей, однако на одну неделю нам удалось почувствовать себя детьми – восторженными и любознательными. Грамотная работа организаторов уже в первые дни пребывания на курсе превратила нас в одну дружную, интернациональную семью. Высококвалифицированный штат преподавателей создавал невероятную атмосферу на протяжении всего обучения. Каждое занятие было продуманно и тщательно подготовлено. Помимо этого, следует отметить высокий уровень организации курса – команда ЕSA полностью оплатила проживание в отеле в Греции, а наша Федерация – затраты на перелет.

Немаловажно, что бóльшая часть рекомендаций, которые были в лекционной программе, отрабатывалась на практических занятиях. Такое переплетение теории и практики закрепляло полученный материал. Еще одним существенным аспектом было то, что преподаватели курса перемешивали группы для практики таким образом, что к концу обучения практически все участники успели «подискутировать» друг с другом персонально. Особенность курса – огромный объем информации, начиная от рекомендаций по движениям преподавателя во время лекции и заканчивая оценкой аудитории. Если рассматривать обучаемых, то большое значение имеет тип аудитории, количество и уровень знаний обучаемых, их «мотивация» и «мотивирование». Самому же преподавателю, помимо того, чтобы быть экспертом, необходимо задавать себе вопросы: «Чего вы хотите достичь? Для чего вы обучаете? Что должны понять обучаемые? Что должны изучить обучаемые и как?». Также на курсе были продемонстрированы важные аспекты структурирования материала: метод донесения материала (лекция, тренинг, мастер-класс); необходимое время, принцип «выбери и отрежь». Особое внимание было уделено обратной связи: «Что еще я должен сделать? Что еще я должен отсечь?». Были даны рекомендации по правилам окончания лекции: планируйте, как вы хотите закончить лекцию; напишите наиболее важные моменты (не более 3-5), повторите наиболее важные моменты и не давайте новый материал в конце лекции. Особенно запомнился мастер-класс, демонстрирующий обучение на примере складывания одежды в качестве нового навыка для присутствующих на курсе. Сначала преподаватель быстро продемонстрировал, как именно нужно выполнить складывание, затем более медленно показал и прокомментировал свои действия, потом попросил повторить и продемонстрировать обучаемого. То, что казалось изначально невыполнимым, на основе этого подхода удалось успешно реализовать. Отдельная тема была посвящена «физиологии» слушателя: продолжительность лекции, длительность перерывов, вовлечение слушателей путем задавания вопросов.

На четвертый день обучения нам было поручено подготовить презентацию, описывающую случай из практики, продолжительностью 10 минут, в которую важно было включить информацию, полученную на курсе: контакт с аудиторией, вопросы к ней, интерактивные приемы обучения. После завершения презентации каждому обучаемому командой преподавателей были даны рекомендации. Особенно приятно было отметить, что Лесли Бромли, руководитель программ последипломного медицинского образования Европейского общества анестезиологии, назвала нашу группу самым лучшим курсом за всю историю его проведения. Допуская мысль, что это было сделано для нашей дальнейшей мотивации, мы желаем всем последующим слушателям курса испытать те же незабываемые эмоции, получить большое количество практической информации и дружеского общения. Этот курс точно никого не оставит равнодушным!

Мы редко задумываемся в процессе преподавания о способности восприятия новой информации нашими слушателями, чаще всего стараясь оперировать фактами. Однако курс ESA показал нам, что основная задача учителя – заинтересовать и вдохновить ученика, чтобы возникло желание и стремление развивать свои знания и способности.

Без преувеличения можно сказать, что в эти пять дней у нас произошла полная переоценка ценностей в преподавании, и то, что ранее воспринималось, как необходимость учебного процесса, после первого курса превратилось в захватывающую игру. Некоторые из участников уже в первую неделю после обучения захотели применить полученные знания, о чем с гордостью поделились в общей созданной группе в WhatsApp.

Желание учиться и развиваться – одно из основополагающих стремлений человеческого существа. Взятие очередной вершины и выход из зоны комфорта – отличает человека, желающего добиться успехов в профессии, и мы счастливы, что ESA и ФАР подарили нам эту возможность. С нетерпением ждем возможности встретиться с нашей дружной командой в апреле в Сербии.

 

Татьяна Сергеевна Мусаева,
к.м.н., ассистент кафедры анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии
ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета, Краснодар;

Елизавета Павловна Зинина,
врач анестезиолог-реаниматолог
Лечебно-реабилитационного центра Минздрава России, Москва.